Я нахожусь на закате своей жизни. Я никогда не думала, что буду так тронута этим моментом, когда страсти утихают и начинает витать аромат осени. Да, эмоции подобны бурной реке, которая толкает тело с одного берега на другой, не давая ему восстановить равновесие. Я взволнованно спрашиваю себя: «Неужели после стольких эпох мы наконец-то добираемся до сути этого вопроса?» Звук моего голоса, смелые мысли, яркий настрой и решимость, а также практические задания, которые мне даются для выполнения одно за другим, действуют отрезвляюще. Непроизвольно в игру вступают подсознательные воспоминания и события прошлого, а информация, которую вы получаете на уровне, превышающем уровень сознания, оживляет сцены прошлого.
В зеркале их воображения оживают офис президента, ВКК, бесконечные очереди у дверей комиссий, нетерпеливые крики, хождение из дома в дом людей с тростями или костылями, старые и молодые инвалиды, которые колеблются: «Если вы отдадите 2–3 месяца своей пенсии чиновникам этой дурацкой комиссии ВКК, вопрос будет решен положительно», женщины с покрытыми пушистыми платками головами, в потертом черном шерстяном пальто, в старых сандалиях на ногах, с кучей «справок» и удостоверений личности в руках...
Событием, погрузившим Камину в этот водоворот воспоминаний и волнений, стала встреча, состоявшаяся 13 декабря 2024 года под председательством Президента Узбекистана. Повестка дня заседания включала вопросы социальной защиты и приоритеты деятельности Национального агентства социальной защиты. Я не знаю, но на встрече присутствовало не более пяти-десяти человек, видевших эти жаркие сцены прошлого, в основном молодые и среднего возраста руководители и лидеры отрасли. На встрече, которая проходила в формате видеоконференции и охватывала регионы, присутствовали, по-моему, представители местных старейшин. Но в основном это наши братья и сестры среднего возраста, которые возглавляют команды последние 7-8 лет. Возможно, детали этой встречи ничем не отличались от встреч и собраний, которые происходят каждый день. Это означает, что они воспринимали задачи и обязанности как прямую обязанность службы и положения. На самом деле, это вполне естественно.
Но очевидно, что какие-то эмоции нахлынули и на меня, и на участников, как моего возраста, так и старше. Вернувшись со встречи, я продолжал рассказывать всем знакомым о своих волнениях и впечатлениях. Потому что эмоция не могла вместиться в тело, а потребность сердца, выраженная неоднократно, не оставляла меня в покое. Во время этой встречи в моей голове, словно «бегущие строки» на экранах, проносятся всемирно известные стихи нашего прадеда Алишера Навои:
Кто радуется памяти нечестивого человека,
Я так счастлив, что даже если Кааба будет разрушена, она будет процветать.
Согласно словарному значению термина социальная защита — это, прежде всего, покровительство человеку, проявление доброты к вдовам, сиротам, инвалидам. Это означает восстановление статуса бедных граждан и обеспечение их средствами к существованию. Этот
Главный аспект патриотизма — долг и высшая задача каждого лидера перед своим народом и страной. В этом и заключается истинная суть фразы «социально справедливое гражданское общество». Последовавший за ним лидер завоевал признание народа.
Если он победил, то отец страны, поднявший знамя доброты и щедрости к вдовам и бедным, прославил свое имя и честь и обрел мирское счастье. По моему мнению, встреча, свидетелем которой я стал, была собранием, на котором прозвучал призыв сделать социальную защиту высоким стандартом для нового Узбекистана, и поэтому она приобрела историческое значение.
Пять-шесть месяцев назад наш десятилетний навоивед, отправившийся в научное путешествие на родину Хазрата Алишера Навои, отправился в город Мешхед, Иран. В юности наш дедушка жил в этом городе.
Он учился там, прожил там более восьми лет, а когда занимался общественно-политической деятельностью во время правления Хусейна Байкары, построил место недалеко от мавзолея имама Али Мусы ар-Ризы в Мешхеде, которое впоследствии стало известно как Галвирхана. Каждый день в этом месте кипела большая печь, готовившая питательную жидкую еду из пшеницы, овса и других злаков. Вдовы, бедные, инвалиды, странники и путешественники со всего мира приходили сюда, чтобы поесть горячую еду. Сведения об этом зафиксированы также в произведении Хандамира «Макарим ул-ахлок».
Видите ли, эта доброта, которая регулярно проявлялась при жизни нашего дедушки, продолжается и после него, и даже... по сей день, и теперь сюда каждый день приезжает до 70 000 человек.
Во время еды... Я неоднократно спрашиваю нашего друга Олимжона Давлата, руководителя Международного фонда имени Алишера Навои, который руководил навоийскими учеными, об этом невероятном событии: «А что, если этот процесс продолжается уже 500 лет?!» «Да, — говорит Олимжон, — этот процесс продолжается изо дня в день, на протяжении всех четырех времен года, не останавливаясь ни на один день». «Я пошел с нашим спутником, писателем Эркином Азамом, и мы съели эту горячую жидкую пищу». О, силою Твоею!.. Это одно из величайших деяний нашего деда, который на протяжении пяти столетий, даже после своей физической смерти, хранил свое имя в свете милосердия и сохранил его в сердцах и умах многих поколений.
Его литературно-художественная деятельность, научное наследие, объединение им под одним пером всего тюркского народа как основателя тюркского литературного языка, его деятельность как общественного деятеля и чиновника – это, с одной стороны, а с другой – та самая доброта и щедрость, которая заставляет вспомнить признания нашего чуткого поэта Эркина Вахида: «Хазрат – человек не от мира сего». Если провести такое сравнение, то можно сделать вывод, что продвигаемая сегодня лидером нашей страны инициатива социальной защиты является продолжением щедрости нашего деда Алишера Навои, возведенной в ранг государственной политики в Узбекистане с населением почти 38 миллионов человек, причем в тысячу раз большем и разнообразнейшем масштабе, и является приверженностью великой человеческой традиции в новую эпоху и новых условиях. На этой встрече наш Президент отдельно выделил актуальные вопросы, связанные с судьбой наших соотечественников, имеющих ограниченные возможности в ряде сфер, и привел примеры по этим сферам, основанные на жизненном опыте людей в различных регионах и территориях. В районах и городах не менее пяти областей
Были продемонстрированы эксперименты. Сначала наш тренер Зарина Зохидова поделилась своим нововведением на примере Тойлакского района Самарканда. Он лично открыл Первый центр социального развития, оказывающий помощь бедным и
Семьи с ограниченными возможностями поделились своим опытом включения детей в дошкольное образование. Адиз Бобоев, недавно занявший пост губернатора Самарканда, поделился опытом Зарины и общими проблемами инвалидности, различными
Он рассказал о своих наблюдениях и практическом анализе профилактики заболеваний. Камину порадовала уверенность в себе нового лидера старого Самарканда, его глубокое понимание сути вопроса и энтузиазм мышления.
Это все, что он сказал. Да, губернатор не был равнодушен к народу, он говорил с горячим желанием. Учитывая смелые диагнозы, которые они ставят в отношении общественной жизни, мы можем надеяться, что общественная жизнь во второй столице нашей страны приобретет яркий оттенок. Да будет она честна, да не будет сломлена ее победа, о Боже!
Лидер нашей страны, поручая главам регионов задачу распространения «Опыта Тойлока» по всей стране, твердо выразил убеждение, что именно так можно реализовать принцип социального государства – вернуть к жизни, к светлой жизни беспомощных людей – людей с ограниченными возможностями, принести в семьи национальный свет и солнце. Новое образное выражение «приносить солнечный свет в семьи и сердца людей» стало поэтической идеей, которая соответствовала духу толпы. Я записываю эту мысль в свой блокнот, гадая, услышал ли ее поэт Сироджиддин (Сайид): «Этот опыт следует превратить в документальный фильм!»
Через 5–6 минут я определился с темой для еще одного документального фильма. Теперь глава нашего государства расскажет об опыте работы частной предпринимательской организации «Хамрох» в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента.
начал ходить. Руководителем организации является Акмаль Алихан Нурилла оглу Алиев, врач-психиатр, возраст около 35-40 лет. Молодой человек, вернувшийся из-за границы по приглашению нашего Президента и активно применяющий свои профессиональные навыки на родине. Проделанная работа
Социальное предпринимательство — оказание психиатрических и медицинских услуг людям с ограниченными возможностями, большинство из которых не могут работать или полностью прикованы к постели. Да, действительно, товарищество на всю жизнь, товарищеская служба. В этот момент я подумал об инвалидах, вдовах, бедняках, торговцах или, выражаясь простым языком, о людях, «одетых в сказки», с которыми я встречался во время своих путешествий.
Кто на самом деле инвалид? Он человек, который плачет каждый день. Человек, чье сердце разбито собственной беспомощностью и нищетой, всегда нуждающийся в компании. В настоящее время 23 000 человек не могут передвигаться самостоятельно. Для тех
Организация «Хамрох» готова служить вам ради вашего благополучия. Сотрудники, принимающие на себя звание социальных работников, больше не обслуживают только тех, у кого много денег. В то же время он оказывает духовные, медицинские и бытовые услуги инвалидам из бедных семей. Его заработная плата выплачивается за счет субсидий и льгот, предоставляемых государством через этот субъект хозяйствования. «Теперь, к счастью, у нас есть необходимые средства». «В таких ситуациях мы 80 процентов расходов возьмем на себя из государства», — заявил глава нашего государства. Да, отец страны думает о благополучии каждого ребенка-инвалида, вдовца и сироты. Наш Президент с такой страстью и теплотой говорит о помощи беспомощным, что кажется, будто он подходит к каждому из них, берет их за руку и говорит: «Теперь вы будете самым счастливым человеком на свете, и в вашем сердце и глазах будут только слезы радости».
Да будет так, о Боже!
В 2025 году в качестве эксперимента 600 000 человек получат «социальную карту». Сюда входит бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на коммунальные услуги. На эту карту также зачисляются различные ежемесячные пособия. Вот еще одно бытовое удобство для вас. Внедрение инновационных изменений во всех областях и создание различных видов удобств для жизни — это явление, прошедшее через жизненный опыт, особенно создание таких удобств для людей с ограниченными возможностями чрезвычайно важно. Потому что, как и любой физически здоровый человек, они хотят жить полноценной физической и духовной жизнью. В этом смысле еще одним важным направлением данной встречи стало установление обязательной задачи на предприятиях, в учреждениях и во всех городах и поселках по установке устройств для различных видов деятельности, внедрению таких инструментов, как шрифт Брайля и язык жестов для слепых или глухонемых, а также ужесточение требований к реализации в этом отношении.
В случае Ганиджона Тургунова, трудоустроившего десятки инвалидов на частном предприятии «Моно-электрик» в Джизаке, такая благотворительность была воспринята с похвалой, и был поднят вопрос о снижении социальных налогов для предпринимателей за такую деятельность до 1 процента. Это значит, что не облагаемые налогом средства будут направлены непосредственно на развитие предприятия и, конечно же, на создание комфорта и новых рабочих мест для сотрудников с ограниченными возможностями.
А что, если такой предпринимательский опыт будет реализован непосредственно самим инвалидом? Это произошло благодаря необыкновенной решимости и упорству Дилором Юлдашевой из Denova. Женщина средних лет, потерявшая обе ноги в результате несчастного случая три года назад, открыла швейную мастерскую в своей деревне, обеспечив работой сорокалетнюю женщину. Однако можно было также смириться с судьбой, сказав, что это судьба, и прожить жизнь, полную лишений, завися от близких, месяц за месяцем ожидая государственной пенсии, надеясь на благодарную еду, которую кто-то даст. Но Дилором Юлдашева, проявившая волю и решимость, вошла в список 100 (ста) по версии международных организаций как пример сильных женщин, которые вдохновляют дух стремления в современном мире, служа примером для всех нас. Это признание и честь для вас. Безусловно, наш долг и обязанность — чтить тех, кого признал мир, и оказывать таким людям максимально возможное внимание. Перед собравшимися наш Президент зачитал в режиме онлайн указ о награждении Дилором Юлдашевой орденом «Мардлик» (За мужество), и награда была вручена награжденному. Интересно, что награда, которая до сих пор вручалась только мужчинам, особенно защитникам Отечества, была нетрадиционно вручена женщине. Никто не считал это противоестественным.
В этот момент гудел камин, а я писала в блокноте: «Конечно, нам нужно снять фильм». Глава нашего государства, словно предугадав мою мысль, упомянул и кино, и культуру, и СМИ, и дал поручение создать фильмы и спектакли о нашей дочери из Деновы.
Записывая задание, я размышлял над идеями, которые до недавнего времени содержались в некоторых документах по созданию образов «современных героев», но так и остались на бумаге. Реализация этих задач и поручений в настоящее время практически достигла своего пика. Не вдаваясь слишком далеко, стоит отметить, что на этой встрече были обнаружены четыре или пять героев нашего времени. В связи с этим на ум приходит еще одна грустная мысль.
Честно говоря, еще 7-8 лет назад понятие личности казалось нам чем-то далеким, пережитком истории. По какой-то причине, хотя наши современные великие деятели получили признание на национальном уровне, они не были выведены на сцену нашего времени. Как будто мы должны войти в человеческое общество без людей — без индивидуальностей... Разве обезличенное общество в конечном итоге не означает толпу? В этом суть философии эгоизма.
Мужество Дилором Юлдашевой напомнило мне Анбара Отина, известного поэта и педагога из Коканда. У этого угнетенного человека, вошедшего в историю своими знаниями, красноречием, прекрасной поэзией и глубоко проницательным философским трактатом «Философия черных», также была трагическая судьба. Поэтесса, заслужившая уважение и славу своим присутствием, честностью и знаниями на различных мероприятиях и собраниях, подвергается физическим увечьям и калекам со стороны завистников. Женщина, парализованная на обе ноги и прикованная к постели, находит в себе физические и духовные силы, занимается творчеством и приглашает десятки молодых девушек со всего района, чтобы обучить их грамоте, преподаванию и наставничеству. Да, наша Родина во все времена умела демонстрировать свою духовную силу и заслужила этим честь.
Настала очередь спортивной сферы... Интересно, что если раньше для человека с ограниченными возможностями занятие спортом, да еще и профессиональным, было исключительной ситуацией, то теперь это стало обычным явлением. Не вдаваясь слишком далеко, подтверждением наших слов являются 19 документальных фильмов из серии «Школа стойкости», над которыми мы работали в течение последних 2-3 лет в области кино, которую я знаю и за которую несу ответственность. Наши документалисты создали невероятно душевные фильмы, посвященные жизни 18 наших знаменитых героев-паралимпийцев, завоевавших медали на Олимпиаде в Токио. Автором и инициатором идеи этой серии является наш Президент.
Еще одной концепцией, которая была особенно заметна на встрече, стал термин «инклюзивный». Это слово, заимствованное из английского языка, буквально означает «предназначен», «учиться вместе», «воспитываться в равных условиях». Это означает, что люди с физическими и психическими нарушениями могут активно жить вместе в одинаковых условиях. Было объявлено, что к 2025 году такие классы будут открыты примерно в тысяче школ. Аналогичные группы открываются и в детских садах. Находя свое собственное удовлетворение в этой жизни, он работает и предоставляет возможности не только детям, но и родителям жить полноценной жизнью. Примером тому может служить жизнь Ташкенбаевой Махбарахон из Курган-Антепы Андижанской области.
Группа дневного ухода, созданная в доме престарелых «Мурувват» в этом районе, приняла ее сына-инвалида Абдураззока, которого нельзя было оставлять без опекуна. «Болен не сам больной, а тот, кто ухаживает за больным», — говорят в нашем народе. Сидеть рядом с ребенком-инвалидом день и ночь истощает все ваше терпение и силу воли и делает вас больными. Находясь в такой безнадежной и одинокой ситуации, Махбарахон была настолько поглощена собой, что по совету местного социального работника пошла в приют «Мурувват» и отдала своего ребенка в группу дневного ухода. Абдуразок смог найти лучший уход в дневное время, чем дома, а Махбарахон смогла привнести немного света в дом, а также вырастить здорового сына и жену. Со слезами на глазах он рассказал о страданиях, которые толпа причинила народу, и выразил сердечную благодарность лидеру нашего государства за то, что он вывел его и ему подобных на свет. Я думаю, что его выражение благодарности тронуло сердца участников встречи.
В этот момент наш Президент подчеркнул факт из недавнего прошлого. Раньше тридцать человек входили в бедный дом, неся три килограмма еды, предположительно в качестве жеста доброты к инвалидам и вдовам. Невозможно было понять, доброта это или благодарность. В конце концов, наше понимание того, что ваша правая рука не должна позволять левой руке знать, что вы делаете, является правилом, которое остается и после этих действий.
Честно говоря, кому нужны сухие цифры и отчеты типа «пусть босс увидит»? В то время муфтий Нуриддин Ходжи Халикназар, участвовавший в собрании в Андижанском актовом зале, дал обоснованную и ясную оценку сути толпы: «Внимание, проявленное Отцом нации, является уникальным примером сиротства. Наш Пророк (мир ему) приказал, чтобы, когда войны за ислам становились интенсивнее, сироты, вдовы и бедняки страны собирались на площади. Когда сподвижники в пылу момента спросили о причине такого поступка, великий пророк ответил, что они просили Аллаха благословить этих сирот и бедняков победой в войне..."
Логично, что молитва сироты, вдовы или нищего человека выше и действеннее любой другой молитвы или прошения. В завершение встречи наш Президент, обращаясь к Верховному Главнокомандующему, дал поручение и дальше расширять опыт принятия в систему воспитания детей с трудной судьбой и воспитания их как смелых мальчиков, осознающих свою национальную идентичность. На встрече были четко обозначены краткосрочные и долгосрочные цели недавно созданного Национального агентства социальной защиты. Уже в 2024 году агентство смогло найти свое место и голос в нашем обществе. Ne-ne сотрудничает с международными и местными организациями, чтобы облегчить бремя и трудности всех слоев нашего народа: молодых и старых, инвалидов, нуждающихся, вдов и обездоленных. Возможно, именно поэтому Его Святейшество Муфтий в своей речи хвалит эту организацию, называя ее «Агентством Инсоф». Он выразил удовлетворение их усилиями.
Каждый раз после таких встреч мое уважение к лидеру нашей страны возрастает, и я даже чувствую прилив человеческой любви. Я благодарю Создателя за то, что он позволил мне родиться и вырасти в такой стране, жить в такое мирное время и быть современником справедливого, страстного и бескорыстного лидера.
Накануне 2025 года в узбекских СМИ появилась новая новость: из палестинского города Рафах (наиболее пострадавшего района в секторе Газа) авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» в Ташкент доставлены 100 пострадавших — тяжело раненые дети, женщины и старики — вместе с сопровождающими. По узбекскому телевидению показали — инвалидов везут в больницы и срочно лечат. Проявляется доброта, дается любовь. Это также проявление доброты к человечеству. Потому что не только наша страна, но и все человечество в мире находит свет и исцеление в тени Бога на земле, так же как и Бог.
Да, наш великий поэт Эркин Вахид хочет сказать:
Мать Земля,
Иди один - по земле,
Твой больной пациент — земля,
Ты сын, ты лекарство!
Шухрат РИЗАЕВ,
Директор Агентства по кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан, профессор
O‘zbekiston Respublikasi
Madaniyat vazirligi huzuridagi
Kinematografiya agentligi
+998 71 277 81 44