В номере газеты «Янги Узбекистон» от 21 января 2025 года опубликована статья «ТЫ МУЖЧИНА, ТЫ ОПОРА!», написанная директором Агентства по делам кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан, профессором Шухратом Ризаевым. Статья опубликована.
В этой статье также представлены эксклюзивные предложения для режиссеров и сценаристов.
Статья начинается такими строками:
Я нахожусь на закате своей жизни. Я никогда не думала, что буду так тронута этим моментом, когда страсти утихают и начинает витать аромат осени. Да, эмоции подобны бурной реке, которая толкает тело с одного берега на другой, не давая ему восстановить равновесие. Я взволнованно спрашиваю себя: «Неужели после стольких эпох мы наконец-то добираемся до сути этого вопроса?» Звук моего голоса, смелые мысли, яркий настрой и решимость, а также практические задания, которые мне даются для выполнения одно за другим, действуют отрезвляюще. Подсознательно в памяти всплывают воспоминания и события прошлого, а информация, получаемая вами на уровне, превышающем уровень сознания, оживляет сцены прошлого...
Нажмите здесь, чтобы прочитать статью подробно.
Я нахожусь на закате своей жизни. Я никогда не думала, что буду так тронута этим моментом, когда страсти утихают и начинает витать аромат осени. Да, эмоции подобны бурной реке, которая толкает тело с одного берега на другой, не давая ему восстановить равновесие. Я взволнованно спрашиваю себя: «Неужели после стольких эпох мы наконец-то добираемся до сути этого вопроса?» Звук моего голоса, смелые мысли, яркий настрой и решимость, а также практические задания, которые мне даются для выполнения одно за другим, действуют отрезвляюще. Непроизвольно в игру вступают подсознательные воспоминания и события прошлого, а информация, которую вы получаете на уровне, превышающем уровень сознания, оживляет сцены прошлого.
В зеркале их воображения оживают офис президента, ВКК, бесконечные очереди у дверей комиссий, нетерпеливые крики, хождение из дома в дом людей с тростями или костылями, старые и молодые инвалиды, которые колеблются: «Если вы отдадите 2–3 месяца своей пенсии чиновникам этой дурацкой комиссии ВКК, вопрос будет решен положительно», женщины с покрытыми пушистыми платками головами, в потертом черном шерстяном пальто, в старых сандалиях на ногах, с кучей «справок» и удостоверений личности в руках...
Событием, погрузившим Камину в этот водоворот воспоминаний и волнений, стала встреча, состоявшаяся 13 декабря 2024 года под председательством Президента Узбекистана. Повестка дня заседания включала вопросы социальной защиты и приоритеты деятельности Национального агентства социальной защиты. Я не знаю, но на встрече присутствовало не более пяти-десяти человек, видевших эти жаркие сцены прошлого, в основном молодые и среднего возраста руководители и лидеры отрасли. На встрече, которая проходила в формате видеоконференции и охватывала регионы, присутствовали, по-моему, представители местных старейшин. Но в основном это наши братья и сестры среднего возраста, которые возглавляют команды последние 7-8 лет. Возможно, детали этой встречи ничем не отличались от встреч и собраний, которые происходят каждый день. Это означает, что они воспринимали задачи и обязанности как прямую обязанность службы и положения. На самом деле, это вполне естественно.
Но очевидно, что какие-то эмоции нахлынули и на меня, и на участников, как моего возраста, так и старше. Вернувшись со встречи, я продолжал рассказывать всем знакомым о своих волнениях и впечатлениях. Потому что эмоция не могла вместиться в тело, а потребность сердца, выраженная неоднократно, не оставляла меня в покое. Во время этой встречи в моей голове, словно «бегущие строки» на экранах, проносятся всемирно известные стихи нашего прадеда Алишера Навои:
Кто радуется памяти нечестивого человека,
Я так счастлив, что даже если Кааба будет разрушена, она будет процветать.
Согласно словарному значению термина социальная защита — это, прежде всего, покровительство человеку, проявление доброты к вдовам, сиротам, инвалидам. Это означает восстановление статуса бедных граждан и обеспечение их средствами к существованию. Этот
Главный аспект патриотизма — долг и высшая задача каждого лидера перед своим народом и страной. В этом и заключается истинная суть фразы «социально справедливое гражданское общество». Последовавший за ним лидер завоевал признание народа.
Если он победил, то отец страны, поднявший знамя доброты и щедрости к вдовам и бедным, прославил свое имя и честь и обрел мирское счастье. По моему мнению, встреча, свидетелем которой я стал, была собранием, на котором прозвучал призыв сделать социальную защиту высоким стандартом для нового Узбекистана, и поэтому она приобрела историческое значение.
Пять-шесть месяцев назад наш десятилетний навоивед, отправившийся в научное путешествие на родину Хазрата Алишера Навои, отправился в город Мешхед, Иран. В юности наш дедушка жил в этом городе.
Он учился там, прожил там более восьми лет, а когда занимался общественно-политической деятельностью во время правления Хусейна Байкары, построил место недалеко от мавзолея имама Али Мусы ар-Ризы в Мешхеде, которое впоследствии стало известно как Галвирхана. Каждый день в этом месте кипела большая печь, готовившая питательную жидкую еду из пшеницы, овса и других злаков. Вдовы, бедные, инвалиды, странники и путешественники со всего мира приходили сюда, чтобы поесть горячую еду. Сведения об этом зафиксированы также в произведении Хандамира «Макарим ул-ахлок».
Видите ли, эта доброта, которая регулярно проявлялась при жизни нашего дедушки, продолжается и после него, и даже... по сей день, и теперь сюда каждый день приезжает до 70 000 человек.
Во время еды... Я неоднократно спрашиваю нашего друга Олимжона Давлата, руководителя Международного фонда имени Алишера Навои, который руководил навоийскими учеными, об этом невероятном событии: «А что, если этот процесс продолжается уже 500 лет?!» «Да, — говорит Олимжон, — этот процесс продолжается изо дня в день, на протяжении всех четырех времен года, не останавливаясь ни на один день». «Я пошел с нашим спутником, писателем Эркином Азамом, и мы съели эту горячую жидкую пищу». О, силою Твоею!.. Это одно из величайших деяний нашего деда, который на протяжении пяти столетий, даже после своей физической смерти, хранил свое имя в свете милосердия и сохранил его в сердцах и умах многих поколений.
Его литературно-художественная деятельность, научное наследие, объединение им под одним пером всего тюркского народа как основателя тюркского литературного языка, его деятельность как общественного деятеля и чиновника – это, с одной стороны, а с другой – та самая доброта и щедрость, которая заставляет вспомнить признания нашего чуткого поэта Эркина Вахида: «Хазрат – человек не от мира сего». Если провести такое сравнение, то можно сделать вывод, что продвигаемая сегодня лидером нашей страны инициатива социальной защиты является продолжением щедрости нашего деда Алишера Навои, возведенной в ранг государственной политики в Узбекистане с населением почти 38 миллионов человек, причем в тысячу раз большем и разнообразнейшем масштабе, и является приверженностью великой человеческой традиции в новую эпоху и новых условиях. На этой встрече наш Президент отдельно выделил актуальные вопросы, связанные с судьбой наших соотечественников, имеющих ограниченные возможности в ряде сфер, и привел примеры по этим сферам, основанные на жизненном опыте людей в различных регионах и территориях. В районах и городах не менее пяти областей
Были продемонстрированы эксперименты. Сначала наш тренер Зарина Зохидова поделилась своим нововведением на примере Тойлакского района Самарканда. Он лично открыл Первый центр социального развития, оказывающий помощь бедным и
Семьи с ограниченными возможностями поделились своим опытом включения детей в дошкольное образование. Адиз Бобоев, недавно занявший пост губернатора Самарканда, поделился опытом Зарины и общими проблемами инвалидности, различными
Он рассказал о своих наблюдениях и практическом анализе профилактики заболеваний. Камину порадовала уверенность в себе нового лидера старого Самарканда, его глубокое понимание сути вопроса и энтузиазм мышления.
Это все, что он сказал. Да, губернатор не был равнодушен к народу, он говорил с горячим желанием. Учитывая смелые диагнозы, которые они ставят в отношении общественной жизни, мы можем надеяться, что общественная жизнь во второй столице нашей страны приобретет яркий оттенок. Да будет она честна, да не будет сломлена ее победа, о Боже!
Лидер нашей страны, поручая главам регионов задачу распространения «Опыта Тойлока» по всей стране, твердо выразил убеждение, что именно так можно реализовать принцип социального государства – вернуть к жизни, к светлой жизни беспомощных людей – людей с ограниченными возможностями, принести в семьи национальный свет и солнце. Новое образное выражение «приносить солнечный свет в семьи и сердца людей» стало поэтической идеей, которая соответствовала духу толпы. Я записываю эту мысль в свой блокнот, гадая, услышал ли ее поэт Сироджиддин (Сайид): «Этот опыт следует превратить в документальный фильм!»
Через 5–6 минут я определился с темой для еще одного документального фильма. Теперь глава нашего государства расскажет об опыте работы частной предпринимательской организации «Хамрох» в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента.
начал ходить. Руководителем организации является Акмаль Алихан Нурилла оглу Алиев, врач-психиатр, возраст около 35-40 лет. Молодой человек, вернувшийся из-за границы по приглашению нашего Президента и активно применяющий свои профессиональные навыки на родине. Проделанная работа
Социальное предпринимательство — оказание психиатрических и медицинских услуг людям с ограниченными возможностями, большинство из которых не могут работать или полностью прикованы к постели. Да, действительно, товарищество на всю жизнь, товарищеская служба. В этот момент я подумал об инвалидах, вдовах, бедняках, торговцах или, выражаясь простым языком, о людях, «одетых в сказки», с которыми я встречался во время своих путешествий.
Кто на самом деле инвалид? Он человек, который плачет каждый день. Человек, чье сердце разбито собственной беспомощностью и нищетой, всегда нуждающийся в компании. В настоящее время 23 000 человек не могут передвигаться самостоятельно. Для тех
Организация «Хамрох» готова служить вам ради вашего благополучия. Сотрудники, принимающие на себя звание социальных работников, больше не обслуживают только тех, у кого много денег. В то же время он оказывает духовные, медицинские и бытовые услуги инвалидам из бедных семей. Его заработная плата выплачивается за счет субсидий и льгот, предоставляемых государством через этот субъект хозяйствования. «Теперь, к счастью, у нас есть необходимые средства». «В таких ситуациях мы 80 процентов расходов возьмем на себя из государства», — заявил глава нашего государства. Да, отец страны думает о благополучии каждого ребенка-инвалида, вдовца и сироты. Наш Президент с такой страстью и теплотой говорит о помощи беспомощным, что кажется, будто он подходит к каждому из них, берет их за руку и говорит: «Теперь вы будете самым счастливым человеком на свете, и в вашем сердце и глазах будут только слезы радости».
Да будет так, о Боже!
В 2025 году в качестве эксперимента 600 000 человек получат «социальную карту». Сюда входит бесплатный проезд на городском транспорте и скидки на коммунальные услуги. На эту карту также зачисляются различные ежемесячные пособия. Вот еще одно бытовое удобство для вас. Внедрение инновационных изменений во всех областях и создание различных видов удобств для жизни — это явление, прошедшее через жизненный опыт, особенно создание таких удобств для людей с ограниченными возможностями чрезвычайно важно. Потому что, как и любой физически здоровый человек, они хотят жить полноценной физической и духовной жизнью. В этом смысле еще одним важным направлением данной встречи стало установление обязательной задачи на предприятиях, в учреждениях и во всех городах и поселках по установке устройств для различных видов деятельности, внедрению таких инструментов, как шрифт Брайля и язык жестов для слепых или глухонемых, а также ужесточение требований к реализации в этом отношении.
В случае Ганиджона Тургунова, трудоустроившего десятки инвалидов на частном предприятии «Моно-электрик» в Джизаке, такая благотворительность была воспринята с похвалой, и был поднят вопрос о снижении социальных налогов для предпринимателей за такую деятельность до 1 процента. Это значит, что не облагаемые налогом средства будут направлены непосредственно на развитие предприятия и, конечно же, на создание комфорта и новых рабочих мест для сотрудников с ограниченными возможностями.
А что, если такой предпринимательский опыт будет реализован непосредственно самим инвалидом? Это произошло благодаря необыкновенной решимости и упорству Дилором Юлдашевой из Denova. Женщина средних лет, потерявшая обе ноги в результате несчастного случая три года назад, открыла швейную мастерскую в своей деревне, обеспечив работой сорокалетнюю женщину. Однако можно было также смириться с судьбой, сказав, что это судьба, и прожить жизнь, полную лишений, завися от близких, месяц за месяцем ожидая государственной пенсии, надеясь на благодарную еду, которую кто-то даст. Но Дилором Юлдашева, проявившая волю и решимость, вошла в список 100 (ста) по версии международных организаций как пример сильных женщин, которые вдохновляют дух стремления в современном мире, служа примером для всех нас. Это признание и честь для вас. Безусловно, наш долг и обязанность — чтить тех, кого признал мир, и оказывать таким людям максимально возможное внимание. Перед собравшимися наш Президент зачитал в режиме онлайн указ о награждении Дилором Юлдашевой орденом «Мардлик» (За мужество), и награда была вручена награжденному. Интересно, что награда, которая до сих пор вручалась только мужчинам, особенно защитникам Отечества, была нетрадиционно вручена женщине. Никто не считал это противоестественным.
В этот момент гудел камин, а я писала в блокноте: «Конечно, нам нужно снять фильм». Глава нашего государства, словно предугадав мою мысль, упомянул и кино, и культуру, и СМИ, и дал поручение создать фильмы и спектакли о нашей дочери из Деновы.
Записывая задание, я размышлял над идеями, которые до недавнего времени содержались в некоторых документах по созданию образов «современных героев», но так и остались на бумаге. Реализация этих задач и поручений в настоящее время практически достигла своего пика. Не вдаваясь слишком далеко, стоит отметить, что на этой встрече были обнаружены четыре или пять героев нашего времени. В связи с этим на ум приходит еще одна грустная мысль.
Честно говоря, еще 7-8 лет назад понятие личности казалось нам чем-то далеким, пережитком истории. По какой-то причине, хотя наши современные великие деятели получили признание на национальном уровне, они не были выведены на сцену нашего времени. Как будто мы должны войти в человеческое общество без людей — без индивидуальностей... Разве обезличенное общество в конечном итоге не означает толпу? В этом суть философии эгоизма.
Мужество Дилором Юлдашевой напомнило мне Анбара Отина, известного поэта и педагога из Коканда. У этого угнетенного человека, вошедшего в историю своими знаниями, красноречием, прекрасной поэзией и глубоко проницательным философским трактатом «Философия черных», также была трагическая судьба. Поэтесса, заслужившая уважение и славу своим присутствием, честностью и знаниями на различных мероприятиях и собраниях, подвергается физическим увечьям и калекам со стороны завистников. Женщина, парализованная на обе ноги и прикованная к постели, находит в себе физические и духовные силы, занимается творчеством и приглашает десятки молодых девушек со всего района, чтобы обучить их грамоте, преподаванию и наставничеству. Да, наша Родина во все времена умела демонстрировать свою духовную силу и заслужила этим честь.
Настала очередь спортивной сферы... Интересно, что если раньше для человека с ограниченными возможностями занятие спортом, да еще и профессиональным, было исключительной ситуацией, то теперь это стало обычным явлением. Не вдаваясь слишком далеко, подтверждением наших слов являются 19 документальных фильмов из серии «Школа стойкости», над которыми мы работали в течение последних 2-3 лет в области кино, которую я знаю и за которую несу ответственность. Наши документалисты создали невероятно душевные фильмы, посвященные жизни 18 наших знаменитых героев-паралимпийцев, завоевавших медали на Олимпиаде в Токио. Автором и инициатором идеи этой серии является наш Президент.
Еще одной концепцией, которая была особенно заметна на встрече, стал термин «инклюзивный». Это слово, заимствованное из английского языка, буквально означает «предназначен», «учиться вместе», «воспитываться в равных условиях». Это означает, что люди с физическими и психическими нарушениями могут активно жить вместе в одинаковых условиях. Было объявлено, что к 2025 году такие классы будут открыты примерно в тысяче школ. Аналогичные группы открываются и в детских садах. Находя свое собственное удовлетворение в этой жизни, он работает и предоставляет возможности не только детям, но и родителям жить полноценной жизнью. Примером тому может служить жизнь Ташкенбаевой Махбарахон из Курган-Антепы Андижанской области.
Группа дневного ухода, созданная в доме престарелых «Мурувват» в этом районе, приняла ее сына-инвалида Абдураззока, которого нельзя было оставлять без опекуна. «Болен не сам больной, а тот, кто ухаживает за больным», — говорят в нашем народе. Сидеть рядом с ребенком-инвалидом день и ночь истощает все ваше терпение и силу воли и делает вас больными. Находясь в такой безнадежной и одинокой ситуации, Махбарахон была настолько поглощена собой, что по совету местного социального работника пошла в приют «Мурувват» и отдала своего ребенка в группу дневного ухода. Абдуразок смог найти лучший уход в дневное время, чем дома, а Махбарахон смогла привнести немного света в дом, а также вырастить здорового сына и жену. Со слезами на глазах он рассказал о страданиях, которые толпа причинила народу, и выразил сердечную благодарность лидеру нашего государства за то, что он вывел его и ему подобных на свет. Я думаю, что его выражение благодарности тронуло сердца участников встречи.
В этот момент наш Президент подчеркнул факт из недавнего прошлого. Раньше тридцать человек входили в бедный дом, неся три килограмма еды, предположительно в качестве жеста доброты к инвалидам и вдовам. Невозможно было понять, доброта это или благодарность. В конце концов, наше понимание того, что ваша правая рука не должна позволять левой руке знать, что вы делаете, является правилом, которое остается и после этих действий.
Честно говоря, кому нужны сухие цифры и отчеты типа «пусть босс увидит»? В то время муфтий Нуриддин Ходжи Халикназар, участвовавший в собрании в Андижанском актовом зале, дал обоснованную и ясную оценку сути толпы: «Внимание, проявленное Отцом нации, является уникальным примером сиротства. Наш Пророк (мир ему) приказал, чтобы, когда войны за ислам становились интенсивнее, сироты, вдовы и бедняки страны собирались на площади. Когда сподвижники в пылу момента спросили о причине такого поступка, великий пророк ответил, что они просили Аллаха благословить этих сирот и бедняков победой в войне..."
Логично, что молитва сироты, вдовы или нищего человека выше и действеннее любой другой молитвы или прошения. В завершение встречи наш Президент, обращаясь к Верховному Главнокомандующему, дал поручение и дальше расширять опыт принятия в систему воспитания детей с трудной судьбой и воспитания их как смелых мальчиков, осознающих свою национальную идентичность. На встрече были четко обозначены краткосрочные и долгосрочные цели недавно созданного Национального агентства социальной защиты. Уже в 2024 году агентство смогло найти свое место и голос в нашем обществе. Ne-ne сотрудничает с международными и местными организациями, чтобы облегчить бремя и трудности всех слоев нашего народа: молодых и старых, инвалидов, нуждающихся, вдов и обездоленных. Возможно, именно поэтому Его Святейшество Муфтий в своей речи хвалит эту организацию, называя ее «Агентством Инсоф». Он выразил удовлетворение их усилиями.
Каждый раз после таких встреч мое уважение к лидеру нашей страны возрастает, и я даже чувствую прилив человеческой любви. Я благодарю Создателя за то, что он позволил мне родиться и вырасти в такой стране, жить в такое мирное время и быть современником справедливого, страстного и бескорыстного лидера.
Накануне 2025 года в узбекских СМИ появилась новая новость: из палестинского города Рафах (наиболее пострадавшего района в секторе Газа) авиакомпанией «Узбекистон хаво йуллари» в Ташкент доставлены 100 пострадавших — тяжело раненые дети, женщины и старики — вместе с сопровождающими. По узбекскому телевидению показали — инвалидов везут в больницы и срочно лечат. Проявляется доброта, дается любовь. Это также проявление доброты к человечеству. Потому что не только наша страна, но и все человечество в мире находит свет и исцеление в тени Бога на земле, так же как и Бог.
Да, наш великий поэт Эркин Вахид хочет сказать:
Мать Земля,
Иди один - по земле,
Твой больной пациент — земля,
Ты сын, ты лекарство!
Шухрат РИЗАЕВ,
Директор Агентства по кинематографии при Министерстве культуры Республики Узбекистан, профессор
По этому случаю в образовательных и других учреждениях проводятся различные мероприятия. Статьи публикуются в СМИ. Публикуются новые издания произведений Бабура, публикуются переводы на разные языки.
Два года назад, к 540-летию со дня рождения поэта, его произведение «Бобурнома» было переведено на итальянский язык. Профессор Шухрат Ризаев, выдающийся тренер молодежи Республики Узбекистан, написал специальную статью об этом переводе и глубоко содержательном «Заголовке слова», написанном в нем. Мы считаем полезным предоставить эту статью, опубликованную в свое время, на суд сегодняшних читателей.
Много было написано об «очаровательном человеке», прекрасном поэте, правдивом историке, искусном полководце и великом правителе Захириддине Мухаммаде Бабуре. Прошло более пяти столетий, а попытки понять этого великого человека, изучить его творчество и осмыслить его творчество не ослабевают. Умный болельщик всегда озадачен вопросом: «Кто такой Бабур?» Перечисленные выше качества — это всего лишь общие определения, которые более или менее широко распространены. Очевидно, что поклонники, пытающиеся понять суть его поэзии, реальности, его личной жизни, его научных и художественных трактатов, не удовлетворены привычными определениями, которые передавались из языка в язык. Правда в том, что понимание Хазрата Навои является трудным и полезным, но понимание Бабура Мирзы — не меньший вызов, трудоемкая задача и удовольствие.
Захириддин Мухаммад Бабур, гражданин страны мечтаний и сожалений
Как бы то ни было, горе и скорбь его соотечественников и соотечественников...
Дело в том, что в такой древней и величественной стране, как Италия, в день рождения Захириддина Мухаммада Бабура произведение «Бобурнома» было издано большим тиражом на итальянском языке в высококачественном печатном виде. Предисловие к книге написал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. В качестве введения к книге приведено чрезвычайно искреннее эссе известного итальянского ученого и писателя Франко Кардини, написанное под впечатлением от его произведения «Бобурнома». Еще одним важным аспектом является то, что книга украшена 96 художественными миниатюрами, относящимися к периоду Бабура.
Здесь стоит отметить, что своеобразным программным руководством в реализации поставленных перед зарубежным изданием задач и целей послужило следующее заявление лидера нашей страны:
«Я верю, что знакомство с бесценным наследием нашего великого предка, поэта-классика и энциклопедиста, занимающего достойное место в нашей трехтысячелетней истории, поможет итальянскому научному и культурному сообществу понять духовный мир узбекского народа и кровь каких великих людей течет в наших жилах».
и сегодня мы работаем над построением Нового Узбекистана в нашей стране.
возможность быть в курсе происходящих позитивных изменений
«дает».
Переводчик Федерика Пасторе, которая перевела «Бобурному» на итальянский язык, прокомментировала то же издание, назвав произведение «первым настоящим примером автобиографического произведения, типичного для исламской цивилизации». Может быть, именно из-за этого качества книга
Все исполнители издания отнеслись к своим обязанностям с максимальной ответственностью и искренностью. То есть, мы хотим, чтобы «Бабур-Наме» заняла место в сердцах и умах всех мыслящих людей, прежде всего, как произведение, раскрывающее миру историю, природу, быт и другие уникальные особенности узбекского народа, сближающее Европу, Азию и другие континенты с нашей страной, превращающее людей с разными языками, религиями и мировоззрениями в друзей и любителей Узбекистана. Эта цель особенно ясна из мыслей автора введения Франко Кардини. Честно говоря, изучив историю наших прадедов, прочитав различные статьи и трактаты о тирании и колониализме, как теоретические, так и практические, а также архивные источники и мемуары, я не могу припомнить другого автора, которому было бы так неловко за своих предков-тиранов, как Франко Кардини, и который выражал бы это так ясно и искренне, так открыто, с таким пониманием и красноречием. Ни один интеллектуал из стран, вторгшихся в Африку или Азию, включая Среднюю Азию, разграбивших их богатства, поработивших и продавших их людей, грабивших их колониальные земли варварским и оскорбительным для культуры образом, будь то ученый или писатель или поэт, не смог бы осознать и выразить мысли, которые Франко Карди высказал публично с тысячью сожалений и скорбей.
это не. Напротив, они поддерживали, покрывали и пытались оправдать отвратительную политику своих собственных стран или, по крайней мере, когда в них вспыхивали самые гуманные чувства, они сторонились и игнорировали ее. Давайте в качестве примера возьмем Федора Достоевского и Солженицына. Видный деятель современной Российской Федерации Владимир Мединский в своей книге «Мифы о России» (2013) пишет, что завоевание Российской империей Средней Азии во второй половине XIX века привело не только к ликвидации феодальной отсталости на этих землях, но и к ликвидации рабства, которое все еще существовало, а также к политическому, экономическому и социальному развитию.
В качестве примера он приводит роман «Рабы» Садриддина Айни, основоположника таджикской советской литературы.
Однако события и персонажи, отраженные в романе «Рабы», происходят в то время, когда сама Россия отменила крепостное право, то есть рабство, в 1861 году и все еще жила со шрамами рабства. Когда подобные взгляды и подходы подпитывают вашу боль и страдания, это признание Франко Кардини действует как бальзам на раны сердца: «Мы — «западники» культуры других народов мира»
Наш долг перед ними, без сомнения, огромен: мы вторглись на чужие земли, разграбили их имущество и поработили их. В этой связи необходимо подчеркнуть истину, не требующую доказательств: мы совершили деяния более жестокие, чем захват богатств других народов, лишение их свободы и жизни. «То есть, не секрет, что мы стали презирать другие нации и народы, потому что они думают и живут иначе, чем мы, и считаем их «низшим классом». Это верх искренности, честности, человечности и интеллекта.
образец!
Это не благородство и не доброта, не изящество. Это добросовестность, честность и интеллект.
Наши бывшие «старшие братья», которые на протяжении почти восьмидесяти лет провозглашали победу над фашизмом во Второй мировой войне и возглавляли «спасение мира», когда было сказано «да», теперь остались в прошлом.
Когда немецкий народ стыдится ошибок той эпохи, просит прощения у всего человечества и даже выплачивает виновным финансовую компенсацию, кажется, что он достиг истинной сути понятий гуманности, добросовестности и интеллекта.
Ф. Кардини продолжает свои мысли и говорит: «Мы никогда, даже в последнее время, не принимали во внимание ценности других народов в науке, искусстве и красоте. Мы принадлежим только им.
«Он был заинтересован в приобретении материального богатства».
В этот момент на ум приходят некоторые сцены из знаменитого романа «Кутлуг кон» нашего известного писателя Ойбека, на которые читатель часто не обращает особого внимания: В ресторане в новой части города, построенной царской Россией для размещения своих тиранических судов после оккупации Ташкента, трое узбеков, Салимбойвачча, младший сын Мирзакаримбоя, Джамолбой, хлопчатобумажный рабочий, и молодой человек Абдишукур, заняты своими повседневными делами. Пока его спутники наслаждаются алкоголем и проститутками, Абдишукур подслушивает разговор «двух русских, сидящих в соседнем кресле».
«Один из них — пожилой мужчина, либо бюрократ, либо крупный бизнесмен, либо и то, и другое одновременно... Другой — средних лет, в очках и очень элегантно одетый». Абдишукур сравнил это с инженером.
«Сарты» определенно расово неполноценны, — сказал чиновник, разрезая ножом мясо на своей тарелке. — Они совершенно не способны к культуре». Недавно один профессор очень удачно выступил с этим заявлением в научном сообществе. Знаете, я живу в этой теплой стране уже двадцать лет. Я хорошо изучил психологию «сартов». Они принадлежат к низшей расе. Но, несмотря на это, они проявляют некоторые характеристики, которые наука пока не может объяснить. По моим наблюдениям, например, их художественная интуиция значительно выросла. Они любят цветы. Несмотря на то, что их одежда уродлива, в ушах они носят цветы. Им очень нравится петь и играть...
Они кричат, держа в руках тарелку или поднос. Мы с тобой убежим от этого на десять миль... Но они склонят головы и будут слушать в абсолютной тишине. У них также есть несколько музыкальных инструментов. Очень примитивно. У них также есть глупая привычка: они сидят на полу, скрестив ноги. Это большая боль для нас. Они счастливы! Независимо от того, богатый или бедный, у «сарта» в доме всегда будет одна миска. Если вы сделаете это дважды, это нарушает обычай и считается большим грехом!..»
А теперь сравним: насколько отличается упомянутая нами выше современная фигура, высокопоставленный чиновник, несколько лет возглавлявший Министерство культуры РФ, бюрократ по старому пониманию, от петербургского бюрократа, прожившего в Туркестане в конце XIX — начале XX века — «двадцать лет в жаркой стране» и неоднократно подчеркивавшего «расовую неполноценность» местных народов.
Если поинтересоваться, то разве наш современный «знаменитый деятель» не является потомком Виктора Юлиановича Мединского, который был начальником Ташкента в годы диктатуры царской России во второй половине XIX — начале XX века, затем начальником Маргиланского уезда, помощником военного губернатора Ферганской области, а затем первым помощником военного губернатора Самаркандской области, затем военным губернатором Самаркандской области и прослужил в Туркестане почти пятьдесят лет, пройдя путь от простого прапорщика до генерал-лейтенанта?! Кстати, если учесть, что сын генерала Мединского, полковник Константин Викторович Мединский, долгое время был военным губернатором Кокандского уезда, то становится ясно, какой вклад внесла династия Мединских в подчинение Средней Азии Российской империи.
Это будет. Да, кстати, эту историю ферганцы до сих пор рассказывают со страхом.
Когда строился город Новая Фергана (в просторечии бывший Скобелев, названный в честь свирепого завоевателя и русского полководца), на центральной улице были высажены саженцы платана в качестве части проспекта. (Эта аллея сохранилась до наших дней, на ней растут стопятидесятилетние платаны.) Маленький мальчик Иттифак сорвал один из этих молодых деревьев и сделал из него деревянную
Он притворился лошадью и играл с ней. Увидев это, помощник военного губернатора края Мединский приказал повесить младенца на глазах у всех жителей, чтобы он подал пример другим... Это страшная история, которая передавалась из уст в уста в народе. Возможно, причастность Мединского к этому инциденту не является доказанным фактом. Но то, что произошло столь ужасное событие, — это реальный факт, и именно царский тиранический режим сделал эту реальность реальностью. Династия Мединских верой и правдой служила этой системе более полувека...
Уважаемому читателю может показаться, что мысль отклонилась от основной темы. Но дело в том, что неудивительно, что болезненные признания Франко Кардини и его довольно искренние извинения за действия его предков в прошлом сейчас, в эти самые дни, призывают «некоторых должностных лиц» быть здравыми и трезвыми в мыслях. Правда в том, что по-настоящему умные люди должны делать объективные выводы из вчерашнего дня. В этом смысле предисловие Франко Кардини к «Бобурноме» как будто дало вполне обоснованный упрек не только итальянским, но и мировым ученым: «Мы даже придумали ложное понятие «народы без истории», чтобы скорее скрыть свои преступления и оправдать себя». Однако богатства, которые мы силой отняли у этих народов, на самом деле были лишь поверхностной, внешней частью их настоящих, подлинных и неисчислимых сокровищ!»
Точно так же, как бы ни вносили вклад в развитие нашей отечественной науки русские ученые, изучавшие под именем востоковедов историю, этнографию, литературу и язык народов Средней Азии, неоспоримым фактом является то, что они приезжали в нашу страну прежде всего с целью миссионерской деятельности — обращать мусульман в православную веру и ассимилировать их в России. Вот почему местные интеллигенты, попавшие в их ловушку и служившие своему народу «наоборот», с сожалением закончили свою жизнь. Подтверждением наших слов является тяжелая судьба просвещенных людей Сатторхона Абдугаффорова и Закирджона Фурката. «Н.П.Остроумов, Г.В.Андреев, В.В. Ученые-миссионеры, творцы и исследователи, такие как Верещагин, Е.К. Мейендорф, В.В. Радлов, Н.И. Веселовский, Н.Н. Ильминский, Г.С. Саблуков, осваивали редкие рукописные источники, созданные на протяжении тысячелетий коренными народами Средней Азии. Эти источники впоследствии стали достоянием Эрмитажа, великолепных музеев и библиотек Санкт-Петербурга.
По словам Франко Кардини, если бы они позднее оценили духовное богатство, полученное от других народов, изучили его с объективным намерением, а не с колониальным духом, воображением и навыками, и подошли к нему, не считая, что их знания превосходят их собственные, народы Европы, Азии и Африки могли бы жить вместе как братья, свободные от какой-либо исламофобии, терроризма, радикализма и экстремизма. Мир мог бы быть мирным, небо ясным, а сердца людей — свободными от страха и неуверенности в завтрашнем дне. Вывод, к которому пришел итальянский ученый, рассмотрев мощь и величие Индии во времена династии Великих Моголов, изучив ее изнутри и глубже поняв ее, заслуживает внимания и важен во всех отношениях.
«...Мы видим, глядя на красоту городов, дворцов и садов (эпохи Великих Моголов - Ш.Р.), другой Ренессанс, равный, а в некоторых местах и «превосходящий» достижения Ренессанса, который мы создали на пике собственного культурного развития. «Мы можем утешить себя лишь тем, что эти люди могли бы научить нас злобе, жестокости, жадности и обману». С точки зрения исторической справедливости Бабур также является завоевателем, который отправился в Индию с намерением завоевать ее и завоевал ее с помощью военного искусства и ловкости. Будучи ярким представителем эпохи Тимуридов, то есть второго Возрождения, происходившего на его родине, в Мавераннахре, он внес дыхание социально-культурного возрождения в жизнь народов Афганистана и Индии. Язык, религия и образ жизни местных народов не пострадали. Напротив, он создал условия для их развития, показав высокий пример толерантности, какой не проявлял ни один завоеватель до него.
Позднее Джавахарлал Неру, великий политический лидер индийского народа, описывал его так: «Бабур был обаятельной личностью, типичным правителем эпохи Возрождения, храбрым и предприимчивым человеком». Он любил искусство, литературу и наслаждался жизнью.
Его внук Акбар также был воином, храбрым и мужественным человеком с еще большими качествами, талантливым полководцем, а также добрым и щедрым, идеалистом и
Причина, по которой его считали «мечтателем, предприимчивым человеком, пользовавшимся непоколебимой преданностью своих последователей», заключалась именно в долголетии Бабура и династии Бабури, которые внедрили такую политику и образ жизни в Индии почти на 300 лет.
В исследованиях о Бабуре большинство ученых и исследователей, как правило, сосредотачиваются на предательстве и измене в Трансоксании, не изучая тщательно объективные корни и причины похода Бабура в Индию и завоевания.
и ограничиваются ссылкой на бездействие как на основание. Итальянский ученый Франко Кардини, говоря об исторической правде в этом вопросе, преподает нашим бабуроведам уникальный урок: «Перед тем как отступить на юг, в горный Кабул, между 1511 и 1512 годами Бабур успел захватить несколько городов, некогда принадлежавших государству Амира Темура (т. е. его деда - Ш.Р.).
Отсюда ему открылся путь в Индию: именно здесь ладхийские князья Лахора и индийский союз раджпутов убедили его завоевать этот полуостров, богатый природными ресурсами.
Видите ли, великий правитель, построивший такую величественную империю, не может найти желаемого им мира и спокойствия в такой стране, как Индия. Как отметил Ф. Кардини, Индия «не понравилась Бабуру». Все подробности этой ситуации с необычайной правдивостью и красноречием выражены в «Бабурнаме». Таким образом, итальянский ученый, оценивая произведение, приходит к следующему выводу:
«Это не только дневник, путевые заметки, мемуары, автобиография и хроника, имеющие историческую ценность, но и великолепное произведение, наглядно демонстрирующее научный и художественный потенциал автора, опровергавшего ложные и возвышенные литературные стили своего времени». «Нет сомнений, что европейский читатель, решивший прочесть «Бабурному», не сможет устоять перед ней».
Уважаемый читатель! Думаю, стоит признать одну истину: вместо того, чтобы говорить о произведении «Бобурнома», первоначально опубликованном на итальянском языке, меня вдохновила человеческая и научная смелость выдающегося итальянского ученого и писателя Франко Кардини, написавшего введение к этому произведению и его автора, и выразил мои мысли и взгляды, подобающим образом проникнутые страстью. Потому что, как мы отметили выше, во всех источниках, которые я читал об унижениях тирании, я не нашел ни одной строки, которая выражала бы столь честное и позорное для своих предков выражение. Для меня было бы чудесным утром, если бы итальянский читатель, прочитав введение Ф. Кардини, который призывает его трезво и внимательно взглянуть на собственное прошлое, почувствовал бы себя немного духовно очищенным, как если бы он читал «Бобурному» на своем родном языке! Подобные произведения, которые открыли для себя сами итальянцы, являются удивительным опытом — чувством катарсиса и духовного очищения — и должны служить примером для ученых и исследователей всего мира. Только тогда мы можем надеяться, что созреет новое поколение интеллектуалов, которое поймет суть древних концепций единства, братства и мирового сообщества.
Шухрат РИЗАЕВ,
Заслуженный тренер молодежи Узбекистана, профессор.
O‘zbekiston Respublikasi
Madaniyat vazirligi huzuridagi
Kinematografiya agentligi
+998 71 277 81 44